?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Иконы Хаоса

Недавно группа ультраправославных активистов, среди которых были такие персонажи, как Фролов и Энтео, напала на выставку современного искусства, что проходила в "Винзаводе". На выставке были представлены работы на религиозную тематику, вот образец:

ThhMI8vIF6s

Я долгое время считал современное искусство говном, которое к собственно искусству отношения не имеет. Но после знакомства с трудами Карла Юнга и Мирчи Элиаде, мое мнение несколько изменилось. Я до сих пор сохранил убеждение, вынесенное с университетских лекций по истории искусств, что современной искусство к европейскому искусству, историю которого можно проследить от античности до начала ХХ века, отношения не имеет, но теперь я рассматриваю как определенный "дух времени". Цитирую книгу Элиаде "Аспекты мифа":

С начала нашего века пластические искусства, так же, как и литература и музыка, испытали трансформацию столь радикальную, что в данном случае можно говорить о «разрушении художественного языка». Начиная с изобразительного искусства, это «разрушение художественного языка» распространилось на поэзию, на прозу, а в последнее время, в лице Ионеско, и на театр. В отдельных случаях можно говорить о настоящем уничтожении всей вселенной искусств. При изучении некоторых недавно созданных произведений создается впечатление, что всю историю изобразительного искусства авторы хотели свести к tabula rasa (чистая доска). Это более чем разрушение, это погружение в Хаос, во что-то вроде первозданной massa confusa (неопределенная масса). Однако созерцая такие произведения, можно догадаться, что автор находится в поисках чего-то, что он еще не сумел выразить. Ему надо было уничтожить руины и обломки, оставленные в наследство предшествующими революциями в пластических искусствах; ему необходимо было подойти к зародышевым формам материи, чтобы иметь возможность начать с нуля историю искусства. Есть ощущение, будто для многих современных художников «разрушение пластического языка» является только первой фазой более сложного процесса и что вслед за этим непременно последует сотворение новой Вселенной.

В современном искусстве нигилизм и пессимизм первых революционеров и разрушителей есть мировосприятие уже устаревшее. В наше время ни один большой художник не верит в деградацию и неизбежное исчезновение своего искусства. С этой точки зрения их позиция напоминает позицию «примитивных» народов: они способствовали разрушению мира (то есть разрушению их мира, их художественной вселенной), чтобы тем самым способствовать сотворению нового мира. Это культурное явление чрезвычайно важно, поскольку именно художники представляют собой истинную творческую силу цивилизации или общества. В своем творчестве художник предвосхищает то, что должно прийти через одно или два поколения и в других областях социальной и культурной жизни.


Мнение юнгианцев о современном искусстве можно прочитать в книге "Человек и его символы". И в этих работах с "Винзавода" я вижу далеко не только попытку пиара за счет скандала...