?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Один из лучших публицистов начала ХХ века, большой друг Чехова и Лескова, "наше всё" Михаил Осипович Меньшиков о сущности национализма.

Из множества определений национализма позвольте остановиться на самых простых
и удобопонятных. Национализм, мне кажется, есть народная искренность — в отли-
чие от притворства партий и всякого их кривляния и подражания. Есть люди искрен-
ние, которые не терпят, чтобы казаться чем-то другим и которым хочется всегда
быть лишь самими собой. Наоборот, есть люди, как бы боящиеся самих себя, внут-
ренне не уважающие себя, которые готовы быть чем угодно, только не тем, что они
есть. Эта странная трусость напоминает так называемый миметизм в природе,
стремление слабых пород — особенно среди насекомых — подделывать свою наруж-
ность под окружающую среду, например принимать очертания и цвета растений.
Чувство национальное обратно этому малодушному инстинкту. Национализм есть
полное развитие личности и стойкое бережение всех особенностей, отличающих
данный вид от смежных ему. Национализм есть не только полнота самосознания, но
полнота особенного — творческого самосознания, а не подражательного. Национа-
лизм всегда чувствуется как высшее удовлетворение, как “любовь к отечеству и на-
родная гордость”. Нельзя любить и нельзя гордиться тем, что считаешь дурным. Ста-
ло быть, национализм предполагает полноту хороших качеств или тех, что кажутся
хорошими. Национализм есть то редкое состояние, когда народ примиряется с самим
собою, входит в полное согласие, в равновесие своего духа и в гармоническое удов-
летворение самим собой.

Отсюда недалеко до самовлюбленности, до обожествления своего “я”, как это быва-
ло у древних, более свежих народностей. “Аз есмь Господь Бог твой”. Эта заповедь в
древности понималась так:
“Господь Бог твой есть твое "я" и да не будут у тебя другие боги, кроме твоего "я"”.
Вышедший из естества природы народ чувствовал, что он осуществляет какое-то
особенное бытие, особенную идею, и довести последнюю до крайнего выражения
почиталось призванием народным. То, что называлось “дух” народа, “гений народ-
ный”, был действительно как бы особый бог (Ягве, Ассур и пр.), по образу и подо-
бию которого в данном племени строился человек и нация. Религия и культура в
древности не стремились к иной цели, как только к той, чтобы воплотить в народе
идеал, то есть особый замысел природы, некое исключительно сильное и неподра-
жаемо прекрасное своеобразие. Посмотрите на тонко выработанную породу, напри-
мер на орла или оленя. В такой породе все закончено, как в статуе великого скульп-
тора, все остановилось, как бы достигнув вечной жизни. Вы чувствуете, что тут ни-
какие перемены невозможны, ибо всякое изменение будет изменой, упадком расы.
Такова же всякая строго выработанная национальность. Как все совершенное, она
консервативна; достигнутое своеобразие свое она отстаивает, как жизнь.

В сущности, в нем, в исключительном своеобразии, и заключается смысл жизни.
Безмерное количество приближений природа тратит для того, чтобы наконец достиг-
нуть особенного идеала и воплотить его. Воплощенный дух народный счастлив, как
воплощенный Бог. Вот окончательная цель национализма: полное удовлетворение,
полнота блаженства. Что это момент редкий и труд недостижимый, это не меняет
дела. Раз достигнутая национальная законченность на долгие века создает народ
счастливый. Именно в эти эпохи рождаются чудные песни народные, героические
сказания, мечты о бессмертии. Порода, вошедшая в вечный тип свой, ощущает бес-
смертие не в будущем, а в настоящем.
То, что мы, проповедники национального восстановления, ставим народной целью,
не есть измышление или каприз ума. Это повелительное и самое высокое требование
природы, и наградой за исполнение его служит счастье. Подумайте достаточно серь-
езно — и вы увидите, что только в отстоявшейся и законченной народности возмож-
ны мир, согласие, свобода, братство — все начала блаженной жизни. В народности
растрепанной, разнородной, переполненной чуждыми элементами, по необходимости
царят раздор, постоянная грызня и ожесточение, как в химическом котле, куда по-
ложены различные соли. Брожение и хаос — вот неизбежная картина анархии, охва-
тывающей ненациональное общество. Враждебные друг другу стихии взаимно разла-
гаются в борьбе и вносят, что касается человеческого сожительства, одну ненависть,
которая есть самая острая из болезней духа. Если желаете мира и добродетели, для
этого бесполезно произносить нравственные сентенции, хотя бы самые изысканные.
Сделайте так, чтобы народ был национален: вместе с национальным чувством войдет
сам собою и мир и сама, непрошеная, явится добродетель. В уравновешенной систе-
ме общества нет борьбы. Она взаимно обуздана, враждебные силы погашены. Разве
это не последняя цель человеческого общества?

Статья "Русское пробуждение", 1910 год.

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
livejournal
13 авг, 2012 20:46 (UTC)
Михаил Меньшиков о национализме
User mysliwiec referenced to your post from Михаил Меньшиков о национализме saying: [...] Оригинал взят у в Михаил Меньшиков о национализме [...]
livejournal
22 авг, 2012 09:58 (UTC)
Михаил Меньшиков о национализме
User pravdoiskatel77 referenced to your post from Михаил Меньшиков о национализме saying: [...] Оригинал взят у в Михаил Меньшиков о национализме [...]
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Январь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars